Архитектурное макетирование научным языком - Изготовление макетов

Технологии

Архитектурное макетирование научным языком

История изготовления архитектурных макетов зданий

История началась почти одновременно с возникновением монументального строительства: именно в тот момент, когда впервые потребовалось объемно-пространственное изображение проектируемого здания. Еще в гробницах Египта находили миниатюры домов и храмов, роль которых была использована в религии для погребальных обрядов. В античной Греции макеты использовали для более понятных для нас целей – модели из воска или дерева служили для оценки архитектурного проекта. Широко макеты начали использоваться в эпоху Возрождения – тогда создавались миниатюры церквей, соборов. Очень сложный, детализированный макет собора св. Петра в Риме был более 7 метров в длину. В это время макет постепенно превратился в инструмент привлечения, шедевр мастерства исполнения. Изображение макетов зданий, моделей судов, карет и других объектов часто фигурируют в шедеврах живописи. На многих портретах и памятниках прошлых веков запечатлены схожие сцены – в руках у исторически значимой фигуры макет города. Это, своего рода, символ покровительства городу какого-либо святого или знаменитого человека. К примеру, в Киеве у Золотых ворот установлен памятник Ярославу Мудрому, который держит в руках макет Киева

А венецианский живописец Карло Кривели написал картину «Макет Камерино в руках покровителя города св. Венециано»

Грандиозные замыслы – постройка корабля, собора, крепости – редко обходились без макетов. В России во времена Екатерины существовали придворные ювелирные мастерские, которые изготавливали потрясающие вещи – макеты каретных экипажей, кораблей, дворцов. Петр Первый был отличным макетчиком и очень ценил это искусство. В Санкт-Петербурге в музее военно-морского флота стоит отменно сделанная царем модель линейного корабля (это самый сложный вид моделирования). Миниатюры зданий, кораблей и карет вызывали восторг у царственных особ, изготавливались придворными ювелирными мастерскими и были достойным, оригинальным и желанным подарком. К примеру, через год после коронации Николай Второй подарил Александре Фёдоровне «коронационное» пасхальное яйцо Фаберже. Внутри - маленькая карета, точная копия той, на которой императрица ехала на церемонию. Кукольные домики, которые были популярны в Германии и во Франции были очень искусно изготовлены известными мастерами, включая мебель, живописные миниатюры, роспись стен.

Использование макетов в строительстве в нашей стране имеет многовековые традиции. Еще в Древней Руси при строительстве храмов широко применялись макеты. Это подтверждается изображениями на фресках древних храмов (изображения Ярослава Мудрого - строителя, держащего макет Софийского собора в Киеве XIв. на стенописи Нередицкой церкви, построенной в 1198 г., и др.) и древними рукописями (например, псковской рукописью начала XII в). При строительстве сложных и значительных зданий и сооружений на Руси также пользовались их макетами (так называемыми образцами), которые в то время служили источником передачи информации строителям о замысле зодчего.

Русские зодчие XVIII-XIX вв. придавали большое значение изготовлению макетов при разработке проектов. Широко применялись разрезные сборно-разборные макеты для наглядности экстерьера и интерьера здания. Пример макет Исаакиевского собора, храма Спаса на Крови Санкт-Петербург.

Выдающийся пример использования макета в инженерно-конструкторской практике - макет моста через р. Неву, выполненный великим русским изобретателем-самоучкой Кулибиным.

На сегодняшний день архитектурный макет не утратил своей ценности и актуальности наряду с применением компьютерных трехмерных изображений архитектурных объектов.

Макет необходим:

-для прохождения градостроительного совета, чтобы лучше раскрыть задумку архитектора;

-рекламных целей (строительных и архитектурных выставок, выставок недвижимости, для демонстрации построеных зданий и сооружений);

-как инструмент продаж (разборные макеты строящихся жилых домов с планировкой и прилегающей территорией);

-как элемент интерьера в офисе архитектора, инвестора;

как необычный подарок (макеты «фэнтези» - сооружений из фильмов и мультфильмов).

Если говорить об истоках макетирования в процессе обучения архитектурной науке, необходимо отметить, что впервые форма композиционного творчества в макетах родилась на Западе в пропедевческих курсах Баухауза. Особенно перспективной оказалась работа с бумагой. Свободное экспериментирование с бумажной формой в пространстве позволило зафиксировать много больших и малых открытий в области нового стилеобразования, позднее проявившихся в реализованных архитектурных и дизайнерских разработках. Еще до Баухауза имелся некоторый опыт опробывания отдельных формальных упражнений в макетной форме (Беренс, Ван де Вельде, Тижик Итте и др.). Однако макетная (объемно-пространственная) форма решения композиционной задачи и ее представления была разработана Йозефом Альберсом. Это произошло в третьем, последнем периоде формирования пропедевческого курса в Баухаузе. С 1925 года он подключается к преподаванию вводного курса, а с 1928 года после ухода Моголь-Надя из Баухауза берет на себя его в полном объеме и руководит им вплоть до закрытия школы в 1933 году.

Альберс в своей методической разработке делал главный упор на развитие творческой фантазии учащихся с помощью экспериментальной, поисковой работы. Свободная, не отягощенная практической целью «игра» в материал, рождает смелость, инициативу и интерес. Изучение же конкретных технических приемов обработки материала с упором на их эстетические характеристики, наоборот, ограничивает развитие творческих потенций. Таким образом, Альберс реализовал ряд блестящих методических находок, которые позднее были восприняты многими художественными школами мира.

Работу с материалом он построил как поиск формообразования в отношении к конструкции. Чтобы наиболее полно почувствовать возможности материала в организации пространственной композиции, макеты выполнялись без использования обрабатывающего инструмента, преимущественно только одними руками. Материалом, как правило, была бумага, солома, фольга. Альберс видел в этом особый смысл. Так, бумага используется в композиции не в своем обычном назначении – как поле для письма, а как материал для построения пространственной формы, обладающей конструктивной прочностью. Приобретают значение ее края, форма и направление складок, положение в пространстве отдельных элементов, вид ее соединения между собой: врезание, скручивание и прочее. Склеивать бумагу не рекомендуется. Применяется главным образом сшивание и скалывание с помощью булавок. В процессе работы учащиеся открывают для себя новые возможности бумаги в гибкости, жёсткости, сжатии, растяжении.

Следует отметить, что Альберс требовал не просто продемонстрировать некий технический прием, но решить композицию, добившись определенной ее выразительности. К технологической стороне предъявлялись строгие формальные ограничения. Например, обязательно использовать определенный формат бумаги, при раскрое исключить отходы и прочее. Альберс считал, что такие упражнения являются отличной тренировкой в развитии пространственного и конструктивного мышления. В учебных композициях из курса Альберса отмечается, прежде всего, единство формы и конструктивной логики. Много внимания уделялось и комбинаторному мышлению, умению находить разнообразные вариации из ограниченного числа заданных элементов. Высокую оценку методики Альберса дает Клод Шнайдт – влиятельный исследователь наследия Баухауза. Он утверждает, что Альберс, унаследовав положения пропедевтики Иттена и Моголь-Надя, сумел развить ее в направлении большей объективности содержания, подчеркивая эмпирический характер . В подтверждение он приводит следующее высказывание Альберса: «Именно свободное экспериментирование, не отягощенное предварительной теорией, а не выполнение специального задания, требующего определенной подготовки, дает желаемые результаты, придает уверенность себе. Вот почему мы никогда не начинали занятия (пропедевческого курса) с теоретического введения, действуя по принципу: «Вот тебе для начала материал и покажи, на что ты способен…».

До сегодняшнего дня в архитектурном образовании при изготовлении учебных макетов и упражнений в качестве основных материалов используют бумагу и картон.

Инструменты для макетирования

Инструменты, применяемые при изготовлении макетов из описанных выше материалов, по своему назначению можно разделить на следующие основные группы:

- измерительно-разметочные;

- строгальные;

- для сверления поверхностей;

- для резания поверхностей;

- для отделки поверхностей;

- распиловочные;

- для механической обработки деталей;

- вспомогательные.

К измерительно-разметочным инструментам относятся штангенциркуль, различные линейки (в основном металлические), угольники металлические или из оргстекла, циркули, рейберы, шило.

Для строгания пользуются рубанками и фуганками, как правило, металлическими. В некоторых случаях целесообразно применять электрорубанок.

Сверление отверстий производят различными сверлами с помощью ручной дрели, электродрели или электросверлильного станка.

Основной ручной инструмент при работе - нож. Для резания оргстекла или полистирола применяют специальный нож-царапку, у которого толщина лезвия при заточке должна быть одинаковой, а конец сточен под углом. При работе такой нож прорезает материал на любую глубину. Для резания материалов пользуются стамесками, которые могут быть разных размеров и формы. Для вырезания окружностей используют циркульный нож. При работе с бумагой или картоном пользуются ножом или резаком со специальным выдвижным лезвием.

Отделку поверхностей производят напильниками, надфилями, циклями и наждачной бумагой. Напильники могут быть драчовые для грубой обработки, личные для чистой обработки и бархатные, которые применяют в основном при обработке металла. Для обработки мелких деталей пользуются надфилями различной формы и насечки. Окончательную обработку деталей производят наждачной бумагой крупнозернистой (№ 20-60), среднезернистой (№ 80-120) и мелкозернистой (№ 140-280).

Ручные распиловочные инструменты - пилы или ножовки - предназначены для дерева или металла. Для выпиливания деталей различной конфигурации служит лобзик.

Механическая обработка деталей - основной вид работ при макетировании. Для этого используют токарные, фрезерные, сверлильные, фуговальные, распиловочные и шлифовальные станки, электрические точила и пр.

Клей. При склеивании изделий нужно знать свойства не только клеев, но и склеиваемых материалов, которые бывают пористыми (древесина, пенопласт), гладкими (оргстекло, полистирол) и шероховатыми (ДВП). При работе возникает необходимость в склеивании материалов в различных сочетаниях. В любом случае необходимо знать, какой применить клей, как склеивать детали и какая должна быть выдержка после склеивания.

Для склеивания деталей из древесины, бумаги и пенопласта применяется эмульсия ПВА (поливинилацетатная). Столярный клей используется чаще всего при изготовлении рельефа из картона, фанеровании поверхностей шпоном и т. п.

Для склеивания деталей из оргстекла или полистирола применяют органические растворители ? дихлорэтан или хлористый метилен. В некоторых случаях целесообразно использовать смесь - в дихлорэтане растворяют стружки оргстекла или полистирола. Таким клеем можно склеивать детали из оргстекла и различных других материалов, приклеиваемых к оргстеклу. Ацетон или нитрорастворители обычно используют для склеивания деталей из целлулоида или полистирола.

Краски. В качестве отделочных материалов используют различные краски, лаки и растворители. Независимо от цвета краски подразделяются на три группы:

- Краски, растворяемые водой - акварельные, гуашевые, темперные и поливинилацетатные.

- Масляные краски и лаки.

- Нитрокраски, нитроэмали и нитролаки.

Краски на водной основе рекомендуется использовать для окрашивания поверхностей из бумаги или картона.

Масляными красками можно окрашивать любые поверхности, однако пользуются ими редко из-за длительности высыхания. Поверхность макета можно покрывать корундовым порошком. В этом случае краска по цвету и тону должна быть близка к цвету порошка с добавлением необходимого количества олифы.

Нитрокраски и нитролаки - основные краски при макетировании. Ими можно окрашивать поверхности из любого материала. Преимущество этих красок - быстрота высыхания. За короткое время можно нанести несколько слоев краски любого колера и фактуры. Для получения матовой или фактурной поверхности в нитрокраску иногда добавляют небольшое количество талька. В качестве растворителей нитрокрасок используют ацетон или нитро-растворители различных номеров.

Для отделки поверхностей под бронзу или алюминий используют нитролак, в котором замешивают соответствующий порошок с добавлением растворителя. Для создания различных оттенков тональности добавляют небольшое количество нитрокраски соответствующего цвета. Нитролак в чистом виде используют для отделки поверхностей из дерева.

Из-за токсичности нитрокрасками и нитролаками можно пользоваться только в помещении, где имеется специально оборудованная вытяжная вентиляция. Работа производится пистолетом-распылителем с компрессором. В некоторых случаях для этих целей используют пылесос с пульверизатором.

Для окраски и тонирования изделий из дерева, а также при изготовлении моделей деревьев и кустарников обычно пользуются анилиновыми красителями, бейцем, нигрозином.

Большое распространение получили поливинилацетатные краски. Ими можно окрашивать поверхности из различных материалов (кроме оргстекла и полистирола). Окраску можно производить как пульверизатором, так и кистью. Окрашенная поверхность прочна, имеет приятный матовый блеск. Эти краски разводят водой, они нетоксичны.

Вспомогательные материалы при макетировании

При работе с макетами используют различные вспомогательные материалы: наждачную бумагу, корундовый, бронзовый и алюминиевый порошки, воск, пасту «Гойя», материалы для пайки и пр. Поверхности из оргстекла или полистирола промывают денатуратом или гидролизным спиртом.

Большое внимание уделяется качеству чистового макета. Хорошие пропорции и тонкая проработка пластики элементов, гармония массы и четкость линий как неотъемлемая часть учебной композиции зависит от техники выполнения макета.

Инструменты для выполнения предложенных заданий по макетированию

Для того чтобы выполнить задания по макетированию, предложенные в данном пособии, потребуются следующие инструменты:

- циркуль;

- циркульный нож для вырезания окружностей;

- нож или резак с выдвижным лезвием;

- измеритель;

- пластмассовые треугольники 30о и 40о;

- масштабная линейка;

карандаши H, 2H (мягче не следует, так как грифель будет загрязнять чертеж);

- ластик мягкий;

- макетная металлическая линейка, по которой режут бумагу (со специальной резиновой подкладкой и выступом для держания сверху);

- доска для резки бумаги (можно использовать пластик, оргстекло и подобные поверхности);

- ножницы для выполнения различных выкроек, надрезов, просечек. В комплекте можно иметь полукруглые медицинские ножницы для вырезания криволинейных деталей;

- зажимы (медицинские) необходимы как в предварительной примерке деталей, так и при окончательном монтаже заготовок (альтернативой могут быть пинцет или обычные канцелярские скрепки);

- шило (канцелярское) для прокалывания отверстий, протяжки полосок бумаги для получения спиралевидных форм, нанесения клея в малом количестве в труднодоступные участки изделий;

- спицы (вязальные) любого диаметра длиной от 15 до 25 сантиметров для изготовления завитков, пружинок, спиралей;

- клей (ПВА, резиновый).

Основным клеем в работе с бумагой является клей ПВА (полихлорвинилацетатная эмульсия), в настоящее время нашедший широкое применение в промышленности и быту. В продаже он бывает в различной упаковке: капроновые тубы, флаконы, баночки. Клей обладает рядом качеств, необходимых при работе с бумагой. Быстрота высыхания (схватывания) – основное преимущество ПВА. При высыхании он превращается в прозрачную пленку, невидимую как на белой, так и на цветной бумаге. Водой следует регулировать консистенцию клея, доводя ее до густоты сметаны. Клей должен схватываться достаточно быстро (менее минуты), но не мгновенно (чтобы была возможность немного сдвинуть склеиваемые детали для достижения наибольшей аккуратности).

При склеивании крупных деталей удобнее пользоваться жидким клеем, который схватывается чуть медленнее, а для соединения мелких или труднодоступных деталей более густым для быстроты схватывания. Чаще же всего используется смесь одной части воды на две части клея.

Основные приемы макетирования

Как отмечалось выше, основными материалами для макетирования являются картон и бумага «Ватман». Эти материалы удобны и легки в ручной обработке, обладают достаточной жесткостью, пластичностью, что дает возможность в той или иной форме воплотить творческие идеи автора. Если для макетирования используется рулонный «Ватман», то его необходимо натянуть перед работой на подрамник, так как при скручивании он не представляет ровной поверхности. Бумага «Ватман» позволяет выполнять такие операции, как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование. Она хорошо режется и клеится, на белой бумаге хорошо видны светотеневые градации. Бумага для макетов должна быть идеально ровной, листы должны храниться в горизонтальном положении, желательно под прессом. Для определения направления волокон листа следует отрезать две узкие полоски произвольной длины - одну по вертикальному краю, другую по горизонтальному. С помощью спицы или карандаша нужно скрутить обе полоски в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной (по направлению волокон), а другая покрыта мелкими трещинками и надломами. Бумага применяется в основном чертежная (ватман), белая, плотная.

Существуют основные приемы придания бумаге конфигураций, которые в дальнейшем будут применяться.

1. Чтобы склеить любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через цилиндрический предмет (карандаш, спицу).

2. Для того чтобы сделать цилиндр, конус или другое тело вращения, нужно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной 3-5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца. Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета. Этот способ придает материалу дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

3. Если необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм можно использовать П-образные или Г- образные в сечении элементы, так как они обладают геометрически предельной жесткостью.

4. Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше.

Рекомендации по изготовлению бумажных сложных форм

При изготовлении сложных объемных форм появляется необходимость стадии эскизной развертки формы: склеивают. На нем проверяют характер членений, пропорции, правильность самой развертки. Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней. Чтобы правильно вычертить развертку, надо развернуть эскизный макет в плоскость. При построении бумажных макетов сложных объемных форм рекомендуется действовать следующим образом:

1. Изготовьте чертежи граней. Можно использовать приведенные ниже чертежи, увеличив их до нужного масштаба. Будьте очень аккуратны, от точности чертежа зависит, насколько точно подойдут детали.

2. Изготовьте по чертежу трафарет. Для этого наложите чертеж на лист плотного картона и проколите оба листа в вершинах многоугольника иглой или тонким шилом. Острым карандашом соедините по линейке полученные проколы. Аккуратно вырежьте ножом или ножницами трафарет, отступив от карандашной линии примерно на 0,5 см.

3. Выберите материал, из которого вы будете изготавливать макет. Для макетов среднего размера неплохо подходит плотная чертежная бумага. Хорошо также использовать тонкий глянцевый картон. Если же вы делаете большой макет, нужно выбирать более плотный материал, чтобы он не разрушился от собственного веса. Если вы делаете цветной макет, надо использовать цветной материал или самостоятельно окрасить его до того, как вы сделаете заготовки.

4. По трафарету изготовьте требуемое число заготовок. Для изготовления заготовки положите трафарет на лист материала, выбранного вами для модели, и сделайте проколы в вершинах многоугольника. Теперь острым предметом - иглой или шилом - нанесите между проколами границы и линии сгибов. Если вы используете достаточно толстый картон, вместо иглы можно воспользоваться очень острым ножом, аккуратно надрезав картон на треть толщины. 

5. Вырежьте детали, оставляя поля-наклейки, которыми части будут соединены, размером от 0,3 до 0,5 см. Есть несколько технологий соединения деталей (о них сказано ниже); оставляйте те наклейки, которые требуются при выбранной вами технологии. Срежьте уголки заготовок так, чтобы разрез прошел точно через прокол.

6. Аккуратно согните заготовки по проведенным вами линиям. Если сгиб очень длинный (более 8 см) то, чтобы не помять заготовку, воспользуйтесь линейкой, прижав ею заготовку по линии сгиба.

7. Этот этап можно пропустить, но если вы делаете одноцветный макет, с такой обработкой он значительно выиграет. Отогнув наклейки, аккуратно окрасьте черной тушью ребра будущей модели. Чтобы не испачкать заготовки, окрашивайте ребра по одному, не приступая к следующему, пока не высохло предыдущее. Очень удобно работать «конвейерным» способом, делая одновременно много одинаковых заготовок - вы окрашиваете у каждой заготовки по одному ребру, и, когда вы обработаете последнюю деталь, первая уже полностью высохнет.

8. Если макет имеет очень острые многогранные углы, дополнительно подрежьте уголки наклеек. Это не стоит делать преждевременно, иначе будет тяжело аккуратно отогнуть наклейки. Постарайтесь оставлять для склейки как можно больше места. Срезайте ровно столько, чтобы наклейки не мешали граням и друг другу вблизи вершин многогранника.

9. Когда все детали готовы, можно приступать к склейке макета.

Существуют несколько способов склейки деталей

1. Склеивание «в торец» - лучший способ склеивания макетов. Отрезок бумаги приклеивают перпендикулярно к поверхности другой плоскости бумаги.

2. Одинарные наклейки. Наклейка оставляется только на одной из деталей и приклеивается к другой. Этот метод плох тем, что склейка получается несимметричной, а модель - неаккуратной. Однако при изготовлении некоторых моделей при соединении отдельных частей приходится пользоваться именно этим методом, так как двойную наклейку сделать не удается.

3. Двойные наклейки. Наклейки сохраняются на каждом ребре каждой детали. Наклейки приклеиваются друг к другу, оставаясь внутри модели; в результате получаются ребра двойной толщины. Эти ребра делают модель очень жесткой и прочной.

4. Склейка «встык». Метод требует очень большой аккуратности. При склейке «встык» наклейки вообще не оставляются. Детали соединяются без клея, а затем клей густо наносится на границу между ними. Части необходимо придерживать до высыхания клея. Этим методом стоит пользоваться только при изготовлении относительно простых моделей (там, где части легко придерживать до высыхания) из очень плотного материала. Кроме того, иногда «встык» приходится прикреплять очень мелкие детали - настолько мелкие, что наклейку сделать практически невозможно. Стык как перпендикулярный, так и под углом можно делать отгибом бумаги. Так как линии макета должны быть предельно четки, надо обязательно делать надрез по линии сгиба: выступающий угол следует надрезать с лицевой, входящий (западающий) – с изнаночной стороны развертки.

5. Склейка дополнительным материалом. Наклейки, так же, как и при склейке «встык», не делаются. Части скрепляются полоской тонкой бумаги (например, кальки), смазанной клеем, или скотчем. Таким способом трудно сделать аккуратную модель и применяется только при выполнении поисковых макетов.

6. Соединение «внахлестку» коробит бумагу, поэтому применять этот способ рекомендуется в крайнем случае.

Макеты передают в обобщенной форме взаимосвязь элементов, композиции (в проектировании ? структуру проектируемого объема), поэтому рабочий макет сначала делается в основных нерасчлененных массах. По мере необходимости в процессе уточнения решения вводятся новые элементы. Часто появляется необходимость обеспечить прочность макета, иначе может быть деформация углов и поверхностей. В таких случаях проклеивают каркас и к нижней стороне подмакетника.

Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения. Чтобы правильно вычертить

развертку чистового макета, надо в плоскость развернуть эскизный макет. Линия стыковки определяется на эскизном макете ? макет разрезают по предполагаемой линии стыковки, разворачивают и по нему вычерчивают уже новую развертку для чистого макета. Простые композиции, как правило, имеют одну развертку и одну линию склеивания. Сложные композиции монтируются из нескольких отдельных разверток. Однако и довольно сложные по структуре композиции, состоящие из нескольких разных по геометрии элементов, можно делать из одной развертки с одним только местом стыковки.

Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке, в то время как криволинейные - по изготовленному из плотной бумаги лекалу или от руки. Если рельеф очень тонкий или членения имеют такой вынос, что их невозможно выполнить отгибом бумаги, а также в случае их криволинейных очертаний, их вырезают из отдельного листа бумаги и приклеивают к поверхности грани; толщина бумаги имитирует вынос членений, глубину рельефа. От того, насколько качественно будет сделан макет, зависит ясность восприятия композиции.

Процедура склейки достаточно проста. Вы наносите равномерно тонкий слой клея на обе стороны и соединяете их. Следует чуть-чуть подвигать детали, чтобы клей равномерно распределился по линии склеивания. После того, как части приведены в правильное положение, их следует плотно сжать и дождаться, пока клей не подсохнет. Время от времени надо пользоваться пинцетами или, еще лучше, хирургическими зажимами. Эти инструменты особенно полезны на завершающих стадиях, когда приходится работать внутри макета через небольшое отверстие. Кроме того, при постройке сложных моделей иногда приходится применять широкие плоские зажимы для придерживания наклеек до полного высыхания клея. 

Макетный метод составные части архитектурного макета

Архитектурный макет (макет - франц. maquette) - это объемно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного комплекса, ансамбля, выполненное в уменьшенном масштабе.

Макет выполняется в целях приближения творческого замысла к реальности. Он позволяет более наглядно моделировать архитектурную композицию. Роль макетирования в архитектурном проектировании очень велика. Макет, особенно хорошо выполненный, дает более наглядное представление о проектируемом объекте, чем ортогональный чертеж, позволяет выявить связь архитектуры с окружающей средой. В процессе обучения работа с макетом способствует развитию пространственного воображения и более четкому выявлению планировочной структуры. Макет позволяет лучше ощутить архитектурную пластику форм и размеры пространства. Он выполняется для различных целей.

Можно выделить рабочие макеты, демонстрационные и экспериментальные. Рабочее макетирование является основным в обучении и работе архитекторов. Оно помогает творческому поиску и позволяет проверить верность основных пространственно-композиционных идей. Демонстрационный макет является эффектным дополнением к рабочим чертежам. Он выполняется, как правило, из высококачественных материалов. В экспериментальных макетах применяются нестандартные материалы, например, ПВХ-пленка или сотовый поликарбонат.

В зависимости от назначения и масштаба макет может отражать во всех деталях проектируемый (существующий архитектурный объект) в объемах и интерьере (в этих случаях макет называется моделью) либо выполняется в той или иной степени детализации элементов.

Архитектурные макеты можно классифицировать:

- по масштабу;

- по основному материалу;

- по типу отображаемых объектов;

- по классификации объектов;

-  по степени механизации и электрооснащенности).

Восприятие объёмно-пространственной композиции проектируемых зданий и сооружений на чертеже существенно отличается от восприятия построенного объекта (т.е. натурного восприятия), поэтому при обучении студентов-архитекторов применяется макетный метод, который применительно к объемному архитектурному макетированию получил наименование макетно-модельного метода

1) процесс поиска композиции - изготовление одного или серии рабочих макетов;

2) вычерчивание развертки принятого варианта и процесс раскроя;

3) склеивание макета и подмакетника;

4) крепление макета к подмакетнику.

При выполнении макета необходимо выбрать такую степень детализации, которая наиболее полно выявила бы композиционное решение и максимально приблизила бы макет к натуре. Например, если в планировочном макете в масштабе 1:1000 достаточно показать объемы зданий и их взаимное композиционное расположение, то в масштабе 1:50 необходима детализация архитектурных элементов фасадов и планировки.

Для выявления масштаба макеты необходимо дополнять деталями:

- габаритными фигурками людей;

- малыми архитектурными формами;

- транспортом;

- элементами озеленения.

В зависимости от вида и назначения макет состоит из нескольких частей таких, как:

- подмакетник;

- рельеф;

- объемы зданий и сооружений;

- элементы планировки;

- малые архитектурные формы;

- элементы декоративно-прикладного искусства;

- элементы геопластики и водные устройства;

- озеленение;

- детали оформления.

Подмакетник.

В организации композиции формообразующую роль играют не только составляющие ее элементы, но и подмакетник. Размер подмакетника определяет силу воздействия композиции на пространство организуемой подосновы. Изменяя размеры подмакетника, можно видеть, как меняется восприятие характера композиции: в одних случаях это ощущения напряженности, неустойчивости, в других -спокойствия, статичности.

Особенно наглядно значение подмакетника проявляется в работе над глубинно-пространственной композицией, где ему самим содержанием задания отводится роль композиционного элемента и ставится задача - «организовать заданную территорию». 

Таким образом, подмакетник как активный элемент заранее включается в композицию. При этом может быть несоответствие между выбранным размером подмакетника и элементами, организующими пространство:
-  если приведенная масса элементов больше организуемого пространства и подчиняет его, может возникнуть ощущение его сжатости, затесненности (рис.49);
-  если приведенная масса элементов небольших размеров, то композиция в некоторых случаях может казаться распадающейся; отсутствует ощущение связи, взаимодействия между элементами.


Имеет значение не только размер, но и форма подмакетника:
-  для объемной композиции подмакетник имеет чаще всего форму квадрата;
-  для фронтальной - прямоугольник, фронтально расположенный к главному лучу зрения;
-  для глубино-пространственной – прямоугольник, направленный в глубину.
Можно сказать, что форма подмакетника адресует композицию, подчеркивает, к какому виду она относится. Подмакетник может иметь пластическую проработку

АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Из листа бумаги и можно получить не только объемную, но и глубино-пространственную композицию. Макет тоннеля, выполненный по образцу, состоит из нескольких плоских арок. Размеры этих арок последовательно уменьшаются по высоте и ширине; в той же последовательности они выстраиваются одна за другой и по глубине. Вертикально стоящие арки соединены между собой одинаковыми по размерам горизонтальными отгибами-связями. Эти связи придают необходимую конструктивную жесткость всему макету. Меняя величину отгибов, можно получить разное удаление вертикальных плоскостей-кулис. Если увеличить размер отгибов, расстояние между плоскостями с проемами увеличивается; получается макет длинного, глубокого тоннеля. Этот прием можно назвать «телескопическим», он характерен для осевых, симметричных композиций. Уменьшение размеров арок усиливает перспективное сокращение, создавая впечатление еще большей протяженности. Сближая плоскости с проемами, параллельно уменьшая их размеры, можно получить плоскостную фронтальную композицию с иллюзорностью глубины, какая встречается в реально существующих памятниках архитектуры, так называемых «перспективных» порталах. Перспективный портал - это архитектурно оформленный проем двери, образованный в толщине стены последовательно сужающимися и понижающимися внутрь здания арками, зрительно увеличивающими толщину стены и глубину проемов.

5. ФОТОГРАФИРОВАНИЕ И ФОТОАНАЛИЗ
ПРИ МАКЕТИРОВАНИИ

В процессе объемного макетирования постоянно возникает необходимость в фиксации тех или иных решений и их вариантов.
При рабочем макетировании зданий и сооружений проектную документацию обычно разрабатывают параллельно с изготовлением макета, с поиском наиболее рациональной объемно-пространственной композиции на макете и включают в нее как обычные чертежи, выполненные традиционным графическим способом, так и фоточертежи, содержащие фотографическое изображение объемного макета, его части или отдельной модели с указанием данных, необходимых для проектирования или монтажа проектируемого объекта.

Изготовление фоточертежей с рабочих макетов зданий и сооружений требует определенных условий и навыка. При этом задача заключается в фотографировании планов и разрезов каждого макета таким образом, чтобы фотографии с нанесенными на них дополнительными данными и надписями смогли полностью заменить чертежи, изготовленные обычными методами. При фотографировании макетов могут быть различные ракурсные искажения. Во избежание этого фотографии планов расположения оборудования и разрезов делаются с помощью специальных устройств и приспособленной для этих условий фотоаппаратуры в помещениях - шахтах высотой 15-18 м или в коридоре длиной не менее 20 м. Во втором случае макет устанавливается в вертикальном положении.
Для увеличения расстояния от объектива фотоаппарата до макета применяют систему плоских зеркал, подвешенных к потолку монтажного зала. Эта система может быть заменена одним зеркалом, установленным в надстройке на крыше здания, в результате чего расстояние от фотоаппарата до макета увеличивают до 30-35 м, а фокусное расстояние съемочного объектива до 900 - 1200 мм.
При изготовлении фоточертежей можно использовать специальные стенды - горизонтальный и вертикальный. Здесь макет сооружений с площадкой устанавливают на горизонтальном фотостенде и фотографируют его. Если площадку снять с макета нельзя, то макет собирают на специальном подрамнике, который устанавливают на фотостенд.
На фотостенде взамен строительных колонн во избежании ракурсного искажения устанавливают условные элементы высотой 5-7 мм с соответствующим профилем и размерами колонн.
Разрезы фотографируют на вертикальном фотостенде, где можно перемещать модели строительных колонн для их расположения по соответствующим буквенным и числовым осям. Некоторые детали на этом стенде делают плоскими и прикрепляют с помощью клея или специальной мастики.
Фотографирование разрезов осуществляют на фоне вертикального экрана из матового стекла. Стол, на котором установлено приспособление, имеет снизу подсветку.
Изготовленную фотографию наклеивают на заранее подготовленную форматку на чертежной бумаге (с рамками и штампами).
Фотографирование планировочных макетов в процессе градостроительного проектирования усложняется ввиду необходимости отображения на фотографии не только обычного изображения проектируемой застройки ? сверху, сбоку, «с птичьего полета» или «с борта самолета». В современных условиях перед проектировщиками поставлена задача более полного учета архитектурно-художественных качеств проектируемых объектов. Это требует проведения фотоанализа при макетировании объектов градостроительства с точек зрения человека в масштабе макета, т.е. с учетом восприятия, максимально приближенного к натурному.
Фотографирование макетов. При выполнении макета необходимо выбрать такую степень детализации, которая наиболее полно выявила бы композиционное решение и максимально приблизила бы макет к натуре. Например, если в планировочном макете в масштабе 1:1000 достаточно показать объемы зданий и их взаимное композиционное расположение, то в масштабе 1:500 необходима детализация архитектурных элементов фасадов и планировки.
Макеты зданий и сооружений в масштабах 1:200 и 1:100 выполняют с детальной проработкой всех элементов фасадов, а иногда и с показом интерьера. Поэтому при фотографировании подобных макетов их необходимо дополнить такими присущими натуре деталями, как транспорт, малые архитектурные формы, реклама, а иногда и габаритными фигурками пешеходов.

При фотографировании архитектурных макетов целесообразно использовать метод фотомонтажа. При помощи компьютерной программы Photoshop на фотографии чистый фон заменяют фоном с изображением натурного пейзажа, корректируют его. В компонованное в соответствующий пейзаж или застройку проектируемое здание довольно наглядно демонстрирует замысел автора.
Совмещение макета с натурой позволяет при помощи фотографии выявить взаимосвязь объекта с окружающей средой и получить наиболее полное впечатление о будущем здании или сооружении.
При фотографировании необходимо хорошо и правильно осветить макет. Для освещения используют стандартные фотосветильники с фотолампами в 200-500 Вт. Фотографирование макета со вспышкой не желательно, так как при вспышке пропадают полутона и тени, что не дает полной ясности о глубинности объекта. Света и тени на фотографируемом макете должно быть примерно поровну. В некоторых случаях рекомендуется усилить рефлексы отражающими экранами. Необходимо делать такое количество кадров, чтобы была возможность отбора лучших снимков для окончательной доработки.
Фотографирование макетов в натуральную величину - один из важных разделов работы в процессе объемного макетирования жилых зданий и квартир. С помощью фотоаппаратуры можно осмотреть и зафиксировать макет с такого количества точек, которое дало бы возможность выявить и оценить все достоинства и недостатки данного архитектурно-композиционного решения. Главной задачей при фотографировании является всестороннее выявление различных функциональных процессов, протекающих в жилой квартире, изучение их во взаимосвязи, установление их цикличности и продолжительности.
Точная фотофиксация макетов, выполненных в натуральную величину, необходима для изучения пространства, занимаемого человеческим телом при выполнении различных движений, а также для определения размеров и очертаний этого пространства в трех измерениях.
Следует отметить, что лучшие результаты при фотографировании могут быть получены тогда, когда макеты (как масштабные, так и в натуральную величину) изготовлены из плотных непрозрачных материалов, без глянца.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Архитектор - творческий человек с неординарным мышлением, своеобразным индивидуальным решением поставленной проблемы. Первичный образ проектируемого объекта формируется мысленно, представляется в зрительной фантазии. Графика помогает это представление зафиксировать на бумаге, дополнить деталями. Макетирование, так же как и графика, дисциплинирует мышление. В макетировании свой, особый язык изобразительных приемов. Чтобы овладеть всеми средствами и приемами макетирования, необходима не только длительная практика, но и умение точного выбора наиболее эффективных приемов и методов изготовления макета.
Следует также помнить, что в процессе приобретения личного опыта вырабатываются гибкие, многовариантные формы творческой работы. В архитектурном проектировании непременное условие полноценной работы - индивидуальная эмоциональная трактовка, которую не стоит ограничивать.
Возможность выбора элементов, из которых состоит проектная идея и практически неисчерпаемая вариантность видоизменений каждого элемента, обеспечивают безграничность диапазона композиционных поисков. Эмоциональная насыщенность архитектуры зависит в определенной мере от глубины познания возможностей использования закономерностей формообразования, познания, которое раскрепощает фантазию архитектора. Именно поэтому будущий архитектор должен научиться соединять воедино логику и эмоции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Березина, З.И. Химическая технология: учеб. пособие /З.И. Березина.- Тюмень, 2005.

2. Божко, Ю.Г. Основы архитектоники и комбинаторики /Ю.Г. Божко.- Киев: Вища школа, 1984.

3. Калмыкова, Н.В. Макетирование: учеб. пособие / Н.В Калмыкова, И.А. Максимова. - М.: Архитектура - С, 2004.

4. Калмыкова, Н.В. Макетирование из бумаги и картона / Н.В Калмыкова, И.А. Максимова. - М.: Книжный дом «Университет», 2000.

5. Кринский, В.Ф. Опыт обучения композиции. Архитектурная композиция /В.Ф. Кринский. – М.: Стройиздат, 1970.

6. Крижановская, Н.Я.Основы ландшафтного дизайна /Н.Я. Крижановская. – Харьков: ХГАГХ; Константа, 2002.

7. Мелодинский, Д.Л. Архитектурная пропедевтика (история, теория, практика) /Д.Л. Мелодинский. – М.: Эдиториал, 2000.

8. Мордасова, Н.Д. Макетный метод проектирования в гражданском строительстве /Н.Д. Мордасова, Е.И. Пугач. – М.: Стройиздат, 1980.

9. Оригами. Искусство складывания из бумаги. – М.: Московский центр оригами, 1996.

10. Объемно-пространственная композиция /под ред. проф. А.В Степанова.– М.: Стройиздат 1993.

11. Стасюк, Н.Г. Основы архитектурной композиции: учеб. пособие.- 2-е-изд. /Н.Г. Стасюк, Т.Ю Киселева, И.Г. Орлова. – М.: Архитекту-

ра - С,2004.

12. Тиц, А.А Пластический язык архитектуры /А.А. Тиц, К.В. Воробьева. – М.: Стройиздат,1986.

13. Технология проектирования гражданских зданий/ под общей ред. А.Г. Лазарева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

14.Черный, И. Удивительная бумага. Основы художественного ремесла /И. Черный. – М.: АСТ-ПРЕСС 2000.

15. Шнайдт, К. Актуальна ли сегодня педагогическая система Баухауза//Технологическая эстетика /К. Шнайдт - № 10,11.-1966.

16. www/ wikipedia.org.

17. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды /А.В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2005.

18. Шафрановский, И.И. Симметрия в природе /И.И. Шафранов-

ский. - Л.: Недра, 1985.

Калинин Юрий Михайлович

Перькова Маргарита Викторовна

АРХИТЕКТУРНОЕ МАКЕТИРОВАНИЕ

Редактор В.И. Пустовая