Технологии изготовления макетов - Изготовление макетов

Технологии

Технологии изготовления макетов

Макетирование

   Макет известен с древних времен. Само слово «Макет» в переводе с итальянского и французского означает набросок, то есть пространственное изображение в уменьшенных размерах. Считается, что древние зодчие Ассирии, Месопотамии, Египта и Греции работали не с чертежами, а создавали свои великие произведения при помощи макета.

   Современные учебные программы по макетированию, ориентированные на разные профессии, имеют общую основу. Они создавались под влиянием новых художественных направлений, возникших в начале XX в. в Советской России - во ВХУТЕМАСе (Высших художественных мастерских) и ИНХУКе (Институте художественной культуры), в которых работали крупнейшие художники и архитекторы того времени. Аналогичные программы разрабатывали немецкие архитекторы во главе с Вальтером Гропиусом в Баухаузе (г.Веймар).

   В последующие десятилетия XX века во всех крупнейших архитектурно-дизайнерских школах Москвы, Санкт-Петербурга (Ленинграда), Нижнего Новгорода, Екатеринбурга (Свердловска) и других городов программы по макетированию получили дальнейшее развитие.

   В процессе макетирования студенты не только изучают язык архитектурного творчества, но и развивают собственный творческий подход к работе.

Способы соединения объемов. Врезки.

    Объемную композицию можно создать путем соединения простых геометрических тел в один объем или путем врезки одного тела в другое. При изготовлении композиций, в которых одни геометрические тела врезаются в другие, необходима стадия эскизной развертки формы. Эскизный вариант склеивают и на нем проверяют правильность соединения геометрических форм в сложный объем (вынос и глубину врезок, общие параметры композиционного решения).

    Чем большее количество форм врезается друг в друга, тем тщательнее следует делать их развертки. Небрежно выполненные места соединения объемов при монтаже могут деформировать всю форму. Чтобы правильно вычертить развертку чистового макета, надо на эскизном варианте определить линии врезок. Сложные объекты монтируются из нескольких отдельных разверток. Лучший способ склеивания в местах врезок - «встык». Прямолинейные разрезы выполняются ножом по линейке, криволинейные - по лекалу или от руки. При врезках элементов друг в друга следует учитывать толщину материала (бумаги или картона), прорезая в них необходимые пазы для вставляемых плоскостей.

   Врезки тел друг в друга можно делать под любыми углами, в зависимости от поставленной задачи. Например, для выклеивания неполного или пустотелого объема сначала вычерчивается развертка, а потом собирается объем. Пустотелые объемы и их развертки могут быть представлены самыми разнообразными примерами. При проектировании сложных форм возможно одновременно использовать полные и неполные тела. Часто в макетах желателен показ внутренней структуры объекта, которая может быть представлена объемными формами различного вида.

Закономерности композиционного построения

   Архитектурной композицией называется целостная художественно - выразительная система форм, обусловленная его содержанием. Композиция - это структура архитектурного произведения.

   Основными задачами композиционного построения является создание гармоничного, художественно - выразительного образа и обеспечение целостности и единства общего решения. Невозможно создавать собственные объемно-пространственные композиции в макете, не зная основных композиционных закономерностей. Рассмотрим некоторые из них.

Центр композиции

   В каждой объемно-пространственной форме должен присутствовать один или несколько центров композиции. Он может состоять из одного или нескольких объемных элементов или представлять собой ограниченное пространство. Центр композиции еще называют «композиционным ядром», поскольку он притягивает к себе другие элементы.

Ритм

   Среди композиционных закономерностей следует выделить особую группу средств, объединяемую понятием ритм. Само слово «ритм» в переводе с древнегреческого означает «такт» или «соразмерность», то есть согласованная размерность между отдельными частями некоего единого целого. Исходя из этого, можно определить ритм как закономерное чередование отдельных элементов, составляющих пространственную композицию. Частный вариант «ритма» носит название «метра». В метрическом ряду повторяются одни и те же элементы неизменяемой формы, размера, фактуры, цвета. Они расположены на одинаковом и неизменном расстоянии один отдругого. Такой метр называется простым.

   Сложный метрический ряд образуется путём сложения или сочетания двух и более простых метрических рядов в одной объемно-пространственной композиции.

Его без труда можно наблюдать в окружающей нас действительности.

   Находясь в учебной аудитории, мы видим метрические ряды столов и стульев, имеющих одну и ту же форму, размер, фактуру, цвет, расставленных на одинаковом расстоянии друг от друга. Через окно аудитории мы видим фасад здания, находящегося на противоположной стороне улицы, а на нем метрический ряд одинаковых по форме и размеру окон, отделенных друг от друга простенками одинаковой длины.

   Восприятие ритма объемно-пространственной композиции зависит не только от фактического расположения в пространстве элементов композиции, но и от положения воспринимающего ее субъекта. Элементы и расстояния между элементами при построении ритмического ряда изменяются в арифметической, геометрической или гармонической прогрессии.

   Гармонический ряд - это числовой ряд, каждый член которого, начиная со второго, равен среднему гармоническому двух соседних членов - предыдущего и последующего. Члены гармонического ряда с возрастанием номера убывают и стремятся к нулю. Среднее гармоническое двух чисел находят делением их удвоенного произведения на их сумму.

Контраст, нюанс, тождество.

   В искусстве различие между сходными формами, отличающихся по конфигурации или цвету именуется понятиями «контраст», «нюанс», «тождество». Контрастными считают такое соотношение, в которых явно преобладает различие между сравниваемыми объектами. Если свойства элементов и всей композиции в целом близки, то мы имеем дело с нюансом.

Если все характеристики композиции одинаковы - это тождество.

   Построение объемно-пространственной композиции имеет ряд своих особенностей. Так, у большей по величине формы обычно ощущается большая масса. Хотя один и тот же вид формы может иметь различную степень массивности. Полые объемы воспринимаются менее массивно, чем сплошные.

   Если из бумаги склеить обычную призму и пустотелую, грани которой в развертке представляют собой рамки или сетки, то первая в сравнении со второй будет выглядеть массивнее. Массивность передаст зрительное ощущение тяжести, веса. Нарастание массивности к месту опоры создает впечатление устойчивости композиции.

   Степень массивности зависит также от характера членений формы. Изменения соотношений величины и формы элементов приводят к изменению всего облика композиционного решения.

Статика и динамика

   Статичная и динамичная композиции могут быть оценены только в сравнении друг с другом. Легче сопоставить между собой композиции из одинаковых элементов. В зависимости от взаиморасположения элементов, а также расположения всей формы относительно плоскости основания можно говорить о статичности и динамичности каждой из них. Так, более спокойная, уравновешенная композиция, в которой элементы взаимно перпендикулярны, будет восприниматься как статичная. А композиция из тех же элементов, но повернутых или сдвинутых относительно друг друга - как динамичная. При наклоне всей формы относительно поверхности земли она приобретает еще большую динамику. Симметричная композиция и асимметричная из тех же тел - также будут контрастны между собой (то есть первая - статичная, а вторая - динамичная).

Симметрия, асимметрия.

   Композиция может быть симметричной и асимметричной. Понятие симметрия происходит от греческого слова, означающего соразмерность. В дальнейшем симметричными мы будем называть те фигуры, которые с помощью плоскостных отражений могут совмещаться сами с собой.

   Наиболее распространенным и широко известным в архитектуре видом симметрии является зеркальная симметрия, симметрия левого и правого. Симметрия здесь состоит в том, что две отраженно равные части фигуры расположены одна относительно другой, как предмет и его отражения в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такие фигуры на две зеркально равные части, называется плоскостью симметрии.

   Не менее известен и такой вид симметрии, как осевая, или симметрия вращения. Линия, при полном обороте вокруг которой, форма совмещается сама с собой, называется осью симметрии.

   Кроме этих видов симметрии существуют и другие, не менее распространенные в архитектуре. Однако формы, построенные на их основе, далеко не всегда осознаются как симметричные. К таким «неосознанно» симметричным формам относятся, например, формы, симметрия которых состоит в совмещении формы самой с собой путем переноса на определенное расстояние, которое называется периодом переноса. Большое значение симметричные преобразования имеют в построении орнаментов, так как орнамент выражен ясными акцентами и повторениями, а также часто строится на модульной схеме.

   Противоположенным симметрии понятием является асимметрия. Закономерность построения симметричной формы обеспечивает ее восприятие, как целостной. В асимметричных же композициях целостность форм достигается созданием зрительного равновесия всех ее элементов.

В асимметричных композициях элементы симметрии отсутствуют. Кроме понятия (симметрия - асимметрия) существуют еще два: дисимметрия и антисимметрия. Дисимметрия - это нюансное отклонение от симметрии. В основном, она проявляетсяв асимметрии деталей или их расположения в форме, которая симметричная в целом.

   Антисимметрия - это симметрия с полярными или контрастными свойствами. Если одну половину куба выкрасить в черный цвет, а другую оставить белой , то получится антисимметричное тело относительно фронтальной плоскости; также два куба, один из которых сделан только из ребер, а другой целый - антисимметричны друг другу. Симметрия с полярными и контрастными свойствами носит название антисимметрия.

Пропорции

Слово «пропорция» происходит от латинского обозначающего соразмерность.

   Пропорционирование означает соотнесение отдельных частей с целым и между собой. В своем творчестве архитекторы не всегда пользуются системой пропорций или модулей, часто найти красивое решение помогает интуиция. Тем не менее, пропорционирование является частым способом гармонизации формы. Начиная с древнего Египта и древней Греции, архитекторы изучали модульные системы, стараясь достичь гармоничных пропорций в своих произведениях. Модульные системы рассчитывались с помощью математики. Иногда основой модульной системы становились пропорции человеческого тела. Размеры всех других элементов сооружения устанавливались по соразмерности с основным модулем и опирались на геометрические и элементарные арифметические отношения.

   Культурные и торговые взаимоотношения Византии и Древней Руси обусловили их согласованность в единицах измерения и модульных схемах. Русская сажень и греческая филетерийская оргия тождественны (216 см), как едины антропологические данные грека и русского человека. Очень явно антропометрический характер древнерусских мер длины демонстрируют их названия. «Маховая» сажень была равна размаху рук человека (176 см). Существовала ее полумера – от центра груди до конца пальцев вытянутой руки, ее четверть - от локтя до конца вытянутых пальцев, а также «пядь» - расстояние от большого пальца до мизинца у кисти руки с раздвинутыми пальцами. Ширина ткацкого полотна измерялась «локтем». В строительстве и землемерии применялась наибольшая мера - «казенная» сажень, равная росту человека с поднятой рукой.

   Сходные меры длины существовали у многих народов, которые поддерживали тесные экономические и культурные связи с Россией. В истории русской метрологии известно, что сажень была укорочена Петром I для точного соответствия 7 английским футам, распространенным на международном рынке. В средине XX века французским архитектором Ле Корбюзье была разработана система пропорционирования известная под названием «Модулер». Система построена на базе антропометрических данных среднестатистического человека ростом в 183 см (6 футов). Она представляет собой решетку с размерами 113, 70 и 43 см. В сумме они дают 113+70=183; 113+70+43=226. Размеры 113, 183, 226 определяют величину пространства, занимаемого человеком ростом в шесть фунтов, а именно :

113 - солнечное сплетение,

183 - вершина головы,

226 - конец пальцев поднятой руки,

86 - точка опоры опущенной руки.

Таким образом, наиболее известные модульные системы строятся на основе совмещения пропорций человеческого тела с математическими рядами.

Плоскостные композиции, состоящие из линейных элементов

Линейными называются элементы, в которых один из параметров (длина, ширина или высота) существенно больше других.

   Сооружения из линейных элементов встречались в истории архитектуры. Чаще всего это были плоскостные композиции в виде различных форм ограждений. И лишь во второй половине XX века, благодаря своей похожести на освоенные в других областях формы техномира, получили признание новые объемно-пространственные композиции из линейных элементов.

   Например, решетчатые конструкции радиомачт подготовили восприятие широко распространенных в современных архитектурных решениях, вантовых и стержневых пространственных конструкций.

   Общий стилеобразующий процесс в линейных композициях с их системой формообразования требует предельного абстрагирования. Поэтому все представленные ниже композиции создаются по средством использования цвета, графических схем (плоскостные композиции), массы, пространства и фактуры материала.

Плоскостные композиции из линейных элементов.

   Композиционное решение на плоскости имеет свои особенности построения. Главным фактором, определяющим все построение плоскостной композиции в целом, является линия. Форма , цвет и фактура находятся в соподчиненном к ней отношении.

Одной из главных особенностей этих форм композиции является строгая геометричность. Чаще всего используются сочетания:

1. Прямолинейных элементов всевозможных параметров, но подчиненных какой - либо закономерности   расположения   или   начертания. Пересекаясь или врезаясь друг в друга, линии членят плоскость листа на сложные по конфигурации части. Возможно, также использование остроугольных форм и цвета.

2. Прямых и кривых (составленных из дуг различных радиусов).

3. Возможно использование только окружностей различной величины и криволинейных элементов.

   Динамичность композиционного решения может быть подчеркнута цветом. Общий колорит произведения может придать всей композиции большую гармоничность или, наоборот, ввести фактор раздражающего диссонирующего восприятия. Возможно одновременное использование фактуры и цвета. Нежелательно использование цвета с целью  зрительного разрушения или деформации формы. При размещении композиции на листе необходимо учитывать соотношения масс отдельных элементов, расположение центра композиции и ее ориентацию на листе (верх и низ композиции).

Создание сложных композиций, иногда подобных графическим, придает им свойства произвольного линейно-плоскостного орнамента.

Макетные приемы выявления и разработки поверхности

Ознакомившись с основными понятиями теории архитектурной композиции, рассмотрим различные приемы макетирования из бумаги, выполняя серию упражнений, которые очень популярны, т.к. демонстрируют неограниченные возможности этого доступного и простого материала.

   Как уже отмечалось выше, большую палитру для обогащения композиционного решения дают горизонтальные и вертикальные членения. С их помощью можно выявить характер формы, ее композиционно доминирующую часть, подчеркнуть верх и низ композиции и т.д. В композициях, требующих большого количества членений, желательно их объединение в группы по какому-либо признаку, так как большое количество членений, особенно однотипных, зрительно не воспринимается и создает эффект фактуры; необходимо так же помнить, что при одинаковой величине групп членений композиция превращается в орнамент. Иногда чрезмерное увеличение глубинной координаты при разработке поверхности нарушает ее фронтальность с возможной последующей трансформацией в объем.

   Изучение приемов пластической разработки плоскостей начинается с вертикальных поверхностей, для которых наиболее типичными являются нюансные соотношения между элементами, образующими незначительный рельеф поверхности. Такой вид композиции предполагает возможность создания ее из одного листа бумаги или картона. Для этого нужно сделать в ней определенные надрезы и прорези и отогнуть их в нужные стороны. При выполнении макетов таким способом надо соблюдать одно условие: нельзя полностью вырезать и удалять участки бумаги; исключение составляют мелкие детали, не разрушающие композицию и отвечающие авторскому замыслу. Если привести законченную работу в исходное состояние, то прямоугольный лист бумаги должен полностью восстановить свой первоначальный вид.

   Например, простыми вертикальными разрезами и подсечками создана пластика стены. Основной акцент при этом ставится именно на создании какого-либо образа или настроения. Другой возможный технический прием изображения объема, выявляет пластику за счет контуров светотени. Он выполняется из несколько слоев бумаги различного цвета, наклеенных друг на друга, подчеркивающих характерные детали формы. Геометрический вид формы подчеркивается за счет метафорической трактовки ее через контуры тени. Такой способ приближает к пониманию условности и отвлеченности приемов выражения композиционной идеи.

Объемные композиции из отдельных плоскостей

   Плоскости можно использовать в качестве формообразующих элементов в объемном макете. Композиционные закономерности взаимодействия плоскостей в объемной форме подобны закономерностям соединения линейных элементов. Стилистика композиции, состоящей из отдельных плоскостей, может быть различной: от модерна (при использовании кривых поверхностей произвольной формы), до конструктивизма (при строгой геометрии поверхностей). Плоскостные элементы могут пересекаться под различными углами.

   С композиционной точки зрения, интерес может представлять плоскость, которая изгибается, заворачивается, врезается сама в себя и т.д., и создает объем. Для создания более сложной объемной формы возможно сочетание нескольких перекрученных поверхностей, одна из которых становится главной. Центром композиции, состоящей из плоскостей, может служить и внутреннее пространство. Как плоскость мы будем рассматривать полую поверхность в виде рамки. При сочетании одинаковых рамочных форм (квадрат, круг, эллипс и различные виды полых многогранников) можно создавать необычные объемно-пространственные соединения, которые представляют собой одного вида фигуры, вставленные друг в друга.

   Еще более интересные композиции можно создать сочетанием цельных и полых плоскостных элементов. Цветовое решение такой объемно - пространственной формы может обострить ее восприятие.

Разработка поверхностей с применением ордера

   В архитектуре использование различных профилей членений известно с древних времен и носит название "обломы". Иногда в учебных макетах используются формальные мотивы, взятые из произведений архитектуры разных стилевых направлений. Чаще всего при этом используется классическая ордерная архитектура, основными элементами которой являются колонны, завершающиеся капителями различных форм, карнизы, с составляющими их профилями и пр.

   Во всей своей сложности тема «Архитектурные ордера» изучается студентами 1 курса архитектурных факультетов; абитуриентам же даются лишь основные понятия, причем  в курсе черчения (построения ионической волюты, энтазиса колонны, архитектурных обломов), так и в курсах макетирования и архитектурной графики.

Ландшафтные макеты

   Архитектура - это искусственная среда, создаваемая человеком для себя. Человек осваивал природные ландшафты, благоустраивал их и пространственно преобразовывал. Большое значение для будущего архитектора имеет умение пластически разрабатывать горизонтальную плоскость макета - подмакетник.

   Подмакетник служит моделью поверхности земли. Он может выполняться, как условно ровная поверхность и как рельеф местности. В первом случае определяем величину подмакетника и по концам его делаем подгибы от 2 до 5 мм в зависимости от величины поверхности и склеиваем его по углам, так чтобы получилась тонкая пластина. Во втором случае, когда необходим показ сложного рельефа, мы условно расчленяем рельеф горизонтальными плоскостями через равные промежутки и монтируем их друг над другом.

   Существует множество приемов показа рельефа в макете. Приведем некоторые из них. Если макет выполняется из плотного картона и рельеф достаточно плоский, то плоскости рельефа могут наклеиваться друг на друга. Если макет выполняется из бумаги и угол рельефа достаточно велик, то его лучше изготавливать из отдельных плоскостей, приподнятых друг над другом. Для этого можно использовать полоски бумаги толщиной около 5 мм, сложенных «гармошкой» и приклеенных на ребро. Сначала наносим клей ПВА на одну торцовую сторону "гармошки" и приклеиваем ее к поверхности сечения, а затем на другую, и размещаем ее на основе подмакетника. Этот способ показа рельефа позволяет нам получить ступенчатую поверхность подмакетника.

   Если необходимо выполнить плавную линию рельефа, то поступают иным способом. Нарезают полоски бумаги в виде горизонталей нужной высоты и на них приклеивают мятую кальку или бумагу. Сами горизонтали выклеивают способом, описанным выше. Начинать работу над макетом целесообразно с карандашного эскиза, где следует прорисовать характер рельефа и продумать размещение всех элементов: главных и второстепенных.

   Выполняя рельеф, как сложную объемно-пространственную композицию (ландшафтный макет), вы уже должны иметь навыки макетирования. Требования к ландшафтной композиции предъявляются такие же как и в целом к объемно- пространственной композиции. А именно: законченный макет должен обладать композиционной целостностью, выразительностью и образностью. Кроме того, в ландшафтном макете предусматривается организация движения человека. Масштаб изображения в макете можно передать с помощью реальных предметов, таких как деревья, дома, мощение и т. д. В условном языке макета элементы окружающей среды приобретают условную форму изображения. Форма деревьев, кустарников и других элементов должна подчеркивать общую художественную мысль, заложенную в образе проектируемого объекта.

   Цвет помогает выразить настроение, форму пространства, организовать движение. В выборе цвета предпочтительней использовать сдержанные оттенки и цвета. Яркие цвета  нарушают  масштаб пространственных форм. Мощение изображается просто и естественно: нарезанные кусочки бумаги, имитирующие мощение, наклеиваются непосредственно на основание макета.

Кустарники изображаются изогнутыми или многократно сложенными, поставленными на ребро отрезками бумаги. Можно обработать края полосок бумаги мелкими надрезами, тогда они будут выглядеть более воздушно. Чем детальней проработка деревьев, тем больше они конкретизируют ландшафт.

Тематическое макетирование

   Важным моментом в развитии объемно-пространственного мышления занимает тематическое макетирование. Оно помогает освоить технические навыки изготовления макетов, изучить основные закономерности композиционного построения способствует развитию творческого мышления и технической интуиции.

   Выбор схемы композиционного решения обусловлен исходными требованиями или творческим выбором автора и базируется на целостности образного и стилевого решения. Однако овладеть знаниями композиции, не приобретя собственного опыта, практически невозможно. Поэтому мы предлагаем ряд проектных заданий с последовательным усложнением поставленных задач.

   В предыдущих главах рассматривались способы изготовления макетов из плоских, линейных и объемных элементов. Творческие задания использовали полученные знания и были направлены на составление объемно-пространственных композиций из этих элементов. В настоящей главе ставится более сложная задача - изготовление объемно-пространственных форм, содержащих несколько объемных элементов, соединенных между собой общим композиционным решением.

   Процесс макетного моделирования делится на две части: процесс творческого поиска и окончательный вариант решения. На первом этапе делается эскиз. В нем происходит поиск общей формы, замена деталей, подбор цвета и фактуры, то есть выбираются средства раскрытия образа. После получения гармоничного решения в эскизном варианте, можно приступать к выполнению чистового макета. Темы или для объемно-пространственного моделирования могут быть самыми разными. Например - «детская площадка», «эстрада», «беседка», «башня», «противостояние», «граница».

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Анисимов В.И. Основы рисования печатного шрифта. Петроград. Государственное издательство. 1922.
2. Ефимов А.В. Колористика города. Москва, Стройиздат. 1990.
3. Макетирование. Под ред. Топчий И.В., Калмыковой Н.В.Учебное пособие. Курс «Довузовская подготовка», Москва, МАРХИ, 2006.